Ядерный контроль: О результатах деятельности МЦОУ

18 января 2018

Блиц-интервью с российскими и зарубежными экспертами о достижениях и перспективах МЦОУ. Часть 1

В 2017 году Международному центру по обогащению урана (МЦОУ) исполнилось 10 лет. С ним активно продолжает сотрудничать Украина, членство поддерживают Армения и Казахстан, обсуждается вступление еще одного государства. Как Вы оцениваете результаты деятельности МЦОУ за прошедшее десятилетие?

Владимир Кучинов, советник генерального директора ГК «Росатом»:

За прошедшее десятилетие деятельность МЦОУ можно оценить весьма положительно. Этот центр достаточно быстро прошел путь становления с момента подписания основных документов до начала практической деятельности. Если в момент образования МЦОУ в сентябре 2007 года было всего две страны участницы: Россия и Казахстан, то уже в 2010 году к нему присоединилась Украина, а в 2012 году – Армения. В 2010 году МЦОУ был внесен в список установок, к которым могут применяться гарантии МАГАТЭ в соответствии с соглашением между Россией (СССР) и МАГАТЭ о добровольной постановке под гарантии Агентства ряда установок на территории России. В июле 2010 года МАГАТЭ выбрало МЦОУ из этого списка и начало применять к нему свои гарантии. В 2010 году же году на базе МЦОУ был создан гарантийный запас низкообогащенного урана, ставший элементом механизма гарантий поставок для государств – членов МАГАТЭ, поставки в которые прекращены не по техническим или коммерческим причинам.

Михаил Лысенко, доцент МГИМО, директор департамента международного сотрудничества ГК «Росатом» (2008-2014):

[Результаты деятельности МЦОУ за прошедшее десятилетие оцениваю] безусловно положительно. МЦОУ выполнил важную политическую задачу. Он показал, что заложенная в его «идеологию» цель – создать действенную альтернативу попыткам отдельных стран наладить собственное обогатительное производство – достигнута. Одновременно сам МЦОУ остался вне политики, о чем свидетельствует участие в нем Украины. Плюсом является и то, что МЦОУ смог обеспечить себе коммерческую рентабельность.

Александр Чебан, научный сотрудник Одесского центра по вопросам нераспространения:

Я позитивно оцениваю деятельность МЦОУ, потому что она способствует решению проблем ядерного распространения, а также помогает странам-участникам решать проблемы развития их ядерной энергетики. Тем не менее, Украине, вероятнее всего, придется всерьез задуматься над тем, чтобы минимизировать свое участие в МЦОУ. В этом нет никакой вины самого центра, который блестяще выполнял свои обязательства перед украинским Государственным концерном «Ядерное топливо». Но Украина оказалась заложником сложных политических обстоятельств, и в обстановке крайне напряженных отношений с Россией Украине часто приходится принимать политически мотивированные решения, пренебрегая экономической выгодой. Политические преимущества от достижения максимально полной независимости от любых поставок из России, по мнению многих украинцев, перевешивают возможные экономические потери Украины из-за прекращения сотрудничества с Россией.

Интересно отметить, что среди украинских специалистов-ядерщиков есть разные мнения по поводу необходимости дальнейшего получения ядерного топлива из России. Иногда приходится слышать мнение, что часто специалисты, обосновывая аргументы за и против поставок российского ядерного топлива на украинские АЭС, руководствуются собственными политическими предпочтениями. Например, те украинские ядерщики, которые поддерживают сближение с Россией, находят больше аргументов для продолжения участия в МЦОУ и отказа от поставок топлива американской компании «Вестингхауз». Применение последнего на украинских АЭС действительно связано с определенными техническими трудностями, но, насколько можно судить исходя из оценок экспертов, эти технические трудности реально преодолеть, и при желании Украина в принципе может отказаться в будущем от российского ядерного топлива.

Другое дело, что такого желания может оказаться у украинского руководства недостаточно. Участие Украины в проектах МЦОУ уже продлено как минимум до 2020 года, и по-видимому, будет продлено и после этой даты. Хотя украинские власти предпочитали бы отказаться от российских поставок, но в ближайшие годы внимание украинских элит будет, вероятнее всего, отвлекать постоянная борьба за власть между разными правящими группировками, и в этих условиях маловероятно, что Украина всерьез займется мерами, направленными на минимизацию российских поставок ядерного топлива.

Тарик Рауф, координатор МАГАТЭ по вопросам, касающихся многосторонних подходов к ядерному топливному циклу, гарантийного запаса низкообогащенного урана под управлением МАГАТЭ в Ангарске, Банка низкообогащенного урана под управлением МАГАТЭ в Казахстане, а также гарантий в отношении поставок ядерного топлива (2003-2012):

Тот факт, что МЦОУ празднует десятилетие с момента его создания в 2007 году, заслуживает высокой оценки. Концепция МЦОУ была впервые выдвинута президентом России Владимиром Путиным при подготовке к саммиту «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге в 2006 году. Это произошло после того, как в октябре 2003 года гендиректор МАГАТЭ Мохаммед Эль-Барадеи призвал к принятию нового подхода к чувствительным элементам ЯТЦ – обогащению урана и переработке плутония – в рамках многосторонних подходов в ядерной области (МПЯО). 25 января 2006 года президент Путин предложил, что Российская Федерация могла бы разместить первый из нескольких международных центров ЯТЦ, чтобы предоставлять обогащенный уран для ядерного топлива под наблюдением МАГАТЭ в контексте гарантий в отношении поставок ядерного топлива, как это было предложено гендиректором МАГАТЭ Эль-Барадеи и Международной экспертной группой МАГАТЭ по МПЯО. В соответствии с этим Российская Федерация решила создать первый МЦОУ на площадке АЭХК, задача которого заключается в том, чтобы предоставлять государствам-участникам МЦОУ гарантированный доступ к услугам по обогащению урана, которые предлагаются АЭХК. Государства-участники МЦОУ обязуются не развивать национальную программу по обогащению урана, а вместо этого полагаются на то, что МЦОУ предоставит им НОУ для дальнейшего производства топлива для их АЭС при соблюдении полноохватных гарантий МАГАТЭ. Сперва в МЦОУ вступил Казахстан, затем Украина и Армения. Акционерами МЦОУ являются Росатом (70%), Казатомпром (10%), украинский государственный концерн «Ядерное топливо» (10%), Армянская АЭС (10%). МЦОУ предусматривает, что еще 29% акций будут принадлежать новым акционерам, тогда как 51% останется во владении Росатома. МАГАТЭ является наблюдателем в Совете директоров МЦОУ. В последние пять лет МЦОУ закупал природный уран у Украины в виде закиси-окиси урана для дальнейшего производства топливных сборок для украинских АЭС. 17 ноября 2017 года МЦОУ завершил процедуру импорта уранового оксидного концентрата из Украины, чтобы обеспечить гарантированные поставки обогащенного уранового продукта для топливных сборок, предназначенных для украинских АЭС. Более того, в ведении МЦОУ находится гарантийный запас НОУ, находящийся на площадке АЭХК под управлением МАГАТЭ. Таким образом МЦОУ действовал успешно в продвижении МПЯО, гарантий в отношении поставок обогащенного уранового продукта, устранении необходимости у государств-членов в обогащении урана, а также в размещении гарантийного запаса НОУ под управлением МАГАТЭ. Это говорит об успешной деятельности первого и единственного на данный момент международного центра по обогащению урана.i


вернуться к списку